Егорьев день какого числа

 

Егорьев день.



Егорьев день – Народное название праздника православной церкви в честь великомученика Георгия. День памяти отмечается дважды в год: 23 апреля/6 мая и 26 ноября/9 декабря. Русские крестьяне говорили: «На Руси два Егорья: один холодный, другой голодный».

В русской народном календаре Георгий Победоносец считался одним из главных святых. Празднование Егорьева дня приходилось на ранневесенний период народного календаря. Св. Георгий был олицетворением созидающих сил природы; Русские крестьяне говорили, что вместе с Егорием на землю приходит весна: «Егорий на порог весну приволок», «Не бывать весне на Святой Руси без Егория». Св. Георгий оживлял землю, выпуская на волю росу, Св. Георгий, если его попросить, дает полям первый дождь.

Первый день чествования св. Георгия был установлен в эпоху раннего христианства в память о его мученической смерти, по преданию, через усекновение головы. Второй день памяти, осенний, является установлением русской православной церкви. В народном представлении св. Егорий воспринимается как зачинатель весны. В весенний день св. Егория в первый раз выгоняли в поле скот и стегали его вербой. Верба – растение, которое первым оживает с наступлением весны, и ее прикосновение должно было увеличить плодородие скота. Повсеместно этот день считался пастушьим праздником. В среднерусской полосе к этому дню были приурочены земледельческие обряды: крестные ходы на засеянные поля, молебны с обращением к св. Егорию, катание по земле и егорьевской росе рано утром. На Украине говаривали: «Святой Юрий по полю ходит, хлеб-жито робит, росу спускает». Крестьяне верили, что, зарытые в межи, остатки пасхальных кушаний, вместе с молитвой к св. Георгию о ниспослании урожая, охранят посевы от градобития.
Крестьяне верили, что вода, освящаемая в Юрьев день, имеет благотворное влияние на рост полевых культур. Во время крестного хода этой водой окропляли посевы, траву, на которой должен пастись скот.
В ряде российских губерний только с праздника св. Георгия начинали сеять яровые хлеба, овес, ячмень и огородные культуры.

Как и с другими народно-православными праздниками, с этим днем связано множество примет, наблюдений, поговорок, которые свидетельствуют о народной мудрости и предсказывают судьбу будущего урожая. «»Кукушка кукует до Егория – к неурожаю», «На Егорья мороз – будет просо и овес», «Егорий с водой, а Никола с травой», «»На Егорья мороз – под кустом овес». «На Егорья мороз – гречи хороши», « На Юрья роса – будет добрая проса», «На Юрья роса – не надо коням овса», «Не хвались на Юрьев день посевом, гордись на Николин травою», «Ранний горох сей до Георгия, поздний – после Георгия», «С Георгия начинают сажать свеклу, сеять морковь и рассаду», «Сей рассаду на Георгия – будет щей вдоволь».

Егорий Зимний завершал хозяйственные хлопоты и сроки наймов. Егорий Зимний – поверья, связанные с днем Егория Зимнего, соприкасаются с поверьями Егория Вешнего. Считалось, что в этот день змеи, потерпевшие поражение от св. Георгия, становятся очень злыми, а Егорий Зимний старается защитить от них людей и животных. В одной из легенд рассказывается о том, как змеи пытались ужалить св. Параскеву Пятницу, которая шла по лесу в день Егория Зимнего, но Егорий отогнал змей. Св. Георгий считался также покровителем волков: осенью, когда волки голодны, именно св. Георгий дает им пищу.

Егорьев день
Егорьев день. Праздники русского народа.

Источник: prayerssaints.ru

 

к содержанию ↑

Егорьев день — приметы и традиции Вешнего и Осеннего праздников



Егорьев день — праздник, обросший множество суеверий, примет и традиций. У славян таких дней в году два. Узнайте ниже, сколько раз в году, когда и как отмечается Юрьев, или Егорьев день.

к содержанию ↑

Какого числа праздновать и сколько раз году

Существует несколько праздников «Егорьев день». У православных таких дней в году четыре, и все они посвящены памяти великомученика Георгия Победносца. В народе его издавна называют Егорием или Юрием.

6 мая празднуется Егорий Вешний. Это день памяти святого в православии, дата его смерти по жизнеописанию. У него немало народных названий — Юрьев день, конский праздник, день Отмыкания Земли. Иногда использовалось еще одно — Егорий Голодный, поскольку к началу мая все припасы обычно подходили к концу.

9 декабря — Егорий Осенний. Праздник установлен в 11 веке и приурочен к освящению Георгиевской церкви в Киеве. Она впоследствии была разрушена в 30-х годах прошлого века. Святой Егорий считался небесным покровителем князя Ярослава Владимировича, который на момент строительства был киевским князем. Он же установил датой почитания святого 9 декабря.

23 апреля — день почитания Святого Георгия в католицизме. В грузинской православной традиции он является одним из самых почитаемых святых как покровитель Грузии. Посвященный Георгию день здесь отмечается 23 ноября и 6 мая.

В православии праздниками являются только два посвященных святому дня. Это 6 мая и 9 декабря. С этими датами уже несколько веков связано немало традиций. Они же — основные календарные рубежи в жизни крестьян. На Егория Вешнего начинаются сельскохозяйственные работы, а к Осеннему — завершаются.

к содержанию ↑

Егорий Вешний — суть и традиции

На весенний Юрьев день «святой открывает землю», «приводит весну» — так по сей день говорят в народе. 6 мая в старину праздновалось открытие нового сельскохозяйственного сезона. Во времена язычества в это время отмечали праздник, посвященный Даждьбогу.

Считалось, что такая роса усиливает целебные свойства трав. Поэтому не обходилось без сбора лекарственных растений. В это время собирают чагу, ирландский мох, пихтовую и сосновую хвою, кору дуба, корни дягиля, цветы боярышника, березовые почки и листья, а также одуванчики и ландыши.

Освящение колодцев и родников — еще один обычай начала мая. После молебна каждый считал своим долгом набрать воды про запас, приписывая ей свойства егорьевской росы.

Практически забытая традиция Егория Вешнего — ходить по домам поженившихся в этом году пар и петь величальные песни в их честь. Как и на Святки , за это было принято угощать. Эта традиция называется Вьюнишник, или окликание молодых. Она практиковалась не только в Юрьев день, но и на Пасхальную неделю и некоторые другие праздники.

Святой Георгий считался покровителем невест, и в его праздник девушки молились о замужестве. Было принято надевать самые красивые и яркие наряды, большое количество украшений — чтобы женихи заприметили.

В остальном же, как и большинство славянских праздников, Юрьев день сопровождался песнями и хороводами возле больших костров. Важной частью народных гуляний 6 мая в большинстве регионов Руси были конные состязания. Ругань и ссоры находились под строгим запретом. В старину верили, что нарушителей убьет молнией на Ильин день, 2 августа.

Не обходилось без застолий и ритуальных трапез в полях и огородах. Особое место на столе занимал кисель. Его отсутствие считалось большим грехом. Южные славяне обязательное блюдо — жареный на вертеле барашек. Остатки пищи закапывались там же для повышения урожайности земли.

к содержанию ↑

Обычаи и обряды

Южные славяне приносили ягнят в жертву на Юрьев день, чтобы защитить животных от болезней, порчи и сглаза, хищников и нечистой силы. Его кровь собирали, не проливая на землю. Ей полагалось смазать лоб и губы детей, а также первые бороды мальчиков. Целью этого действия была защита от нечисти и болезни.

6 мая чествуют и пастухов. В старину их навещали в поле и угощали яичницей, дарили ткани и деньги. Одна из традиций, пожалуй, пастухов не слишком радовала — их окатывали холодной водой, чтобы не засыпали во время работы. Считалось большим грехом, если пастух не посетит церковную службу в праздник, посвященный его покровителю.

Кроме этого, пастух был обязан поднести молока лешему, если поле находилось возле его владений. С хозяином леса он должен был также заключить или обновить договор о защите скота от диких животных. Для этого пастух произносил особый заговор, а затем бросал в лес открытый замок. Леший закрывал его на ключ, и замок хранился в особом месте, о котором знал только пастух.

В Украине и Белоруссии на Открытие Земли было принято осматривать посевы, приглашать священника для освящения полей. Существовала примета — если на Егория осмотреть огород и сад, год будет плодородным. В этих же целях хозяева кувыркались по грядкам и полям. На Юрия втыкали в землю освященные на Вербное Воскресенье ветки для защиты и урожая. Закапывали также крестики и свечи, освященные в храме. Иногда выгон скота сочетали с осмотром полей — проводили животных по посевам. В старину верили, что такая прогулка повысит удой и увеличит урожай.

Обряды и заговоры на Егория Вешнего по больше части были направлены на благополучие скота, его плодовитость, защиту от ведьм и нечистой силы. В этот день существовал запрет на прядение и вязание из шерсти. Даже брать в руки нитки — плохая примета, к гибели домашнего скота от волчьих зубов. Впрочем, если вы не занимаетесь скотоводством, на вас этот запрет не распространяется.

к содержанию ↑

Погодные и садоводческие приметы для 6 мая

Если в майский Егорьев день тепло, значит, и лето холодным не будет. Много комаров — к скорому потеплению. Сильный дождь 6 мая предвещает большое количество травы летом. Дождь говорит о том, что хлеба будет много, а гречка не уродится. Об этом же предупреждает теплая ночь с 6 на 7 мая. Много росы можно воспринимать как совет посеять просо — в этом году его вырастет много. Снег, град и иней — к хорошему урожаю гречки.

Для того, чтобы узнать, как уродят огурцы, на Егория Вешнего нужно повесить на улице влажное полотенце. Если оно высохнет к вечеру — ждите большого количества этих овощей на грядках. Если же нет — рассчитывать на их урожай не стоит.

к содержанию ↑

Егорий Осенний — традиции и суеверия

Осенний Егорьев день, или Юрий Холодный отмечается 9 декабря. Именно в эту дату, в представлении наших далеких предков, святой выпускает на волю волков. Ее же часто называли днем волчьей свадьбы. С этого момента хищники будут чаще нападать на скот и людей. Поэтому без молитвы Георгию Победоносцу о защите от диких животных не обходилось.

Медведи с 9 декабря переставали досаждать жителям деревень и ложились спать до весны. Холодает, замерзают реки — «Юрий мосты строит». В старину в этот день полагалось утеплить окна, двери и вход в погреб.

Зимний день памяти Георгия Победоносца был также праздником силы и мужества. Существовала традиция — парить слабых и хилых парней в бане и хлестать их дубовыми вениками. Дуб всегда служил символом силы, крепкого здоровья, мужской энергии. Считается, что после подобных процедур можно набраться сил. После бани мужчины смазывали тело волчьим жиром, чтобы перенять смелость хищного зверя.

Для крепостных крестьян Юрьев день имел особое значение. Это был единственный день в году, когда они могли сменить хозяина. Возможно, отсюда берет корни следующее суеверие — в зимний Юрьев день следует раздать все долги. Впрочем, это всегда стремились сделать до наступления Новогодних праздников , чтобы не жить в долг еще целый год. С Егория же начинается подготовка к ним.

С тех времен сохранилась примета — к нанятым 9 декабря работникам барин будет добр. Поэтому и считалось, что этот день лучше всего подходит для поиска работы, собеседования, а также первого рабочего дня. Поскольку многие крестьянские семьи в это время уходили искать лучшей жизни, Юрьев праздник считается одним из лучших дней для переезда. Но перед тем, как собираться в дальнюю дорогу, в старину заказывали молебен в церкви — чтобы не было на новом месте жизни худшей, чем на старом.

Даже если погода не слишком способствовала, 9 декабря собирали лекарственные растения. В их числе — сосновая хвоя, ольха и омела. Считалось, что растения в этот день обладают более сильными целебными свойствами.

к содержанию ↑

Погодные приметы на 9 декабря

Одна из традиций Егория Осеннего — слушать воду в колодцах. По шуму предсказывали погоду на зиму. Спокойная вода — к теплу, шумная — к лютым холодам. Сколько снега выпадет 9 декабря, столько и травы весной вырастет.

Сильный мороз на Юрия — к суровой зиме. Это же предсказывал волчий вой, услышанный в населенном пункте, а также ветер с севера. Иней 9 декабря предвещает хороший урожай в следующем году, особенно овса.

Метель 9 декабря предвещает хорошее роение пчел. Багряный рассвет — к сильному ветру, вьюге. Ветер — к бурану. Оттепель предсказывала, что зима будет богатой на теплые деньки. Это же обещает появление грачей.

В целом, Егорьев, или Юрьев день, отмечаемый дважды в году, служил не только днем памяти святого, но и календарным рубежом, границей между теплым и холодным временами года. На Вешний Егорий святой покровитель открывал землю, а народ, в свою очередь, начинал сельскохозяйственный сезон. Зимний Егорий же выпускал на волю голодных волков и лютые морозы. С этими днями связано множество суеверий, по большей части, аграрного характера.

Традиции праздника Егорьев день
Праздник под названием Егорьев день отмечался нашими предками дважды в год. Узнайте, какого числа наступает Егорьев день, и как его праздновали в старину.

Источник: suever.ru

 

к содержанию ↑

Приметы на день Георгия Победоносца (6 мая)



В русской христианской традиции Георгий (иначе Егорий или Юрий) Победоносец считается одним из самых почитаемых святых. Видимо поэтому день памяти великомученика Георгия отмечается православной церковью дважды – весной и осенью, 6 мая и 9 декабря.

Осенний Егорий включён в календарь гораздо позднее его весеннего варианта, тогда как Егорий Вешний существовал уже в раннехристианскую эпоху и был установлен в память о мученическом конце Святого Георгия. За долгие века существования День Святого Георгия Победоносца приобрёл в народе множество других названий: Юрьев день, Юрий Вешний, Егорий Тёплый, Егорий Голодный, Юрий-скотопас, Отмыкание Земли, Конский праздник, День Егория Храброго.

к содержанию ↑

Немного истории

Будущий святой Георгий появился на свет в зажиточной христианской семье у подножия Ливанских гор. Родители с детства прививали умному и храброму мальчику любовь к истинному Богу и вырастили из сына достойного христианина.

Повзрослев, Георгий выбрал в качестве жизненного призвания военную службу, где вскоре благодаря своему незаурядному уму и непревзойдённой храбрости сделал блестящую карьеру, став главным военачальником и любимцем императора Диоклетиана.

Однако правитель слыл непримиримым врагом всех христиан и был очень разочарован, когда узнал, что его приближённый тоже исповедует ненавистное учение. Диоклетиан пытался склонить Георгия к отречению от Иисуса сначала уговорами, а затем и истязаниями.

Однако стойкость и сила веры храброго военачальника была такова, что он с презрением отверг все предложения и не раскаялся даже под пытками. В конце концов, терпение императора истощилось, и весной 303 года он приказал казнить непокорного подданного.

С тех пор в народной традиции Святой Георгий представлен могучим воином, властелином над всеми природными явлениями, который может победить ненастье и засуху, защитить от неурожая и голода, является покровителем всей домашней скотины, ограждая её от злых сил и болезней.

к содержанию ↑

Традиции и обряды Егорьева дня

У всех славянских народов Егорий Вешний считался началом весенних забот, когда на полях появлялись первые всходы озимых, земля достаточно прогревалась для сева, а на пастбищах уже было достаточно свежей травы для выпаса скота. Поэтому все праздничные ритуалы были связаны именно с весенними крестьянскими хлопотами.

  • В Юрьев день заботливые хозяева чистили и досыта кормили скотину, а затем впервые выгоняли на луга из зимнего хлева. При этом обязательно было подстёгивать животных веточкой цветущей вербы – символа возрождения природы после зимней спячки. Считалось, что использование прутиков именно этого дерева, первым отзывающегося на весеннее тепло, сделает коров, коз и овец более плодовитыми.
  • Одновременно на Юрия-скотопаса чествовали и пастухов, проводя особенный ритуал окликания Егория. Кроме того, их в этот день было принято хвалить и угощать яичницей, а также дарить небольшие подарки.
  • Вторым по значимости ритуалом на Юрия Тёплого были всеобщие молебны о богатом урожае с обращением к Св. Георгию, совершаемые на засеянных полях, а также обязательные крестные ходы, кропление пастбищ, посевов и всходов святой водой.
  • К религиозным ритуалам принято было добавлять и языческие, заключавшиеся в катании по свежевспаханной и засеянной земле. Это делалось лишь с одной целью – вырастить обильные хлеба и кормовые культуры.
  • Кроме этого, наши предки практиковали кувыркание на рассвете в траве, покрытой утренней росой. Они были уверены в её невероятных целебных свойствах. Потому недужные непременно втирали лечебную влагу в больные места, а у здоровых после ритуала обязательно прибавлялось жизненных сил.
  • Для этих же целей в День Отмыкания Земли праздничные семейные трапезы было принято устраивать прямо на свежевспаханном поле. По окончании пиршества в межи закапывали остатки угощения (скорлупу от яиц и кости ягнёнка или поросёнка), чтобы защитить урожай от болезней и погодных катаклизмов, особенно от градобития.
  • У южных славян Юрий-скотопас был традиционно связан с овцами. В этот день проводили их ритуальное доение и первый замер количества молока, украшая скотину венками из цветов и луговых трав. А вот иметь дело с шерстью (прясть её или вязать) было категорически запрещено. Знающие хозяйки даже не смотрели в сторону рукоделия, так как знали, что нарушение табу может привести к падежу скотины или её потраве волками.
  • Среди многочисленных праздничных ритуалов важное место занимали действия по защите от непогоды. Одним из самых эффективных оберегов считались воткнутые по углам поля прутики освящённой вербы или изготовленные из них крестики, а также церковные свечи.
  • Чтобы отогнать от скотины и посевов нечистую силу, в западно-русских землях на Егория Вешнего обязательно разводили за околицей большие костры, вокруг которых устраивали ритуальные игры, песни и хороводы.
  • В белорусской традиции Святой Георгий считается опекуном не всей скотины, а именно коней. Поэтому на Конский праздник кроме праздничного застолья, песен и танцев обязательно устраивали конные состязания.
  • Особенно богатое застолье на Юрьев день было гарантировано ещё и потому, что именно в это время отменялся строгий запрет на употребление в пищу свежей зелени и овощей, молочных продуктов и молодого мяса, не снимавшийся даже после Великого поста.
  • Существовало на Егория Храброго и ещё одно табу. Оно связано с любыми работами, где нельзя было избежать сильного шума. Например, не били валками бельё при стирке, не пользовались мельницами, не ткали. Считалось, что у тех, кто нарушает этот запрет, весь урожай погибнет от града.
к содержанию ↑

Приметы на Юрьев день

Большая часть народных и церковных праздников окружена многочисленными приметами. День Егория Вешнего открывает весенне-летний сельскохозяйственный сезон, и потому большая часть связанных с ним поверий призвана предсказать будущий урожай.

  • Наши предки были уверены, что если кто-то услышит до 6 мая кукование кукушки, то на хороший урожай можно было уже не надеяться. Зато заморозки, нагрянувшие в Юрьев день, гарантируют щедрый урожай овса, гречи и проса.
  • Перспективы будущего урожая зерновых и овощей определяли и по берёзовым листьям. Если они отличались необычно крупным размером, то рожь и пшеница, а также все корнеплоды обещали уродиться в изобилии.
  • Осадки на Георгия тоже служили предсказанием. Они обещали дружные всходы кормов и богатый сенокос, а значит, высокие надои и отсутствие проблем в содержании скота не только летом, но даже грядущей зимой.
  • Обращали внимание и на ветер. Холодные северные порывы предупреждали, что настоящая осень наступит до срока и урожай окажется под угрозой заморозков. А вот ласковое, тёплое дуновение южного зефира обещало ранее лето.
  • Растущая Луна, сильные порывы ветра и затянутое облаками небо на Егория Вешнего предвещали нашим предкам затяжное ненастье.
  • Ясная и тихая погода, особенно поутру, была предвестником хорошего урожая ранних посевов, а вот такие же условия в вечернее время сообщали, что более удачным окажется результат поздней посадки зерна и овощей.
  • По погоде в ночь на 7 мая определяли, каким будет урожай огурцов. Для этого на улице до утра оставляли мокрое полотенце. Если на рассвете оно оказывалось сухим, то зеленцы обещали уродиться в невероятном количестве. Ткань, оставшаяся влажной, предостерегала, что на обилие овоща в этом сезоне рассчитывать не приходится.
  • Погодные перспективы на Егория могли предсказать и насекомые. Если комары собирались в кучки, то впереди были погожие и тёплые деньки, а вот отсутствие надоедливой мошкары предупреждало о затяжных холодах.
  • Не все приметы на Юрьев день касались скота или посевов. Например, в этот праздник нельзя было не только ругаться, но и просто громко и излишне эмоционально разговаривать. Наши предки были уверены, что нарушившего этот запрет может вскоре насмерть поразить грозой.

Праздник Георгия Победоносца (6 мая): народные приметы и традиции
Приметы на день Георгия Победоносца (6 мая) В русской христианской традиции Георгий (иначе Егорий или Юрий) Победоносец считается одним из самых почитаемых святых. Видимо поэтому день памяти

Источник: spellonyou.ru

 

к содержанию ↑

Храм Воскресения Христова д.Торошковичи



Приходской сайт

Православный календарь



Егорьев день.



Другие названия — Отмыкание Земли, Ярила вешний, Егорий вешний, Егорий тёплый, Егорий голодный, Юрьев день, Ерило зелёный, Егорий храбрый, Георгий Победоносец, Росенник, Праздник пастухов, Скотопас и волчий пастырь, Комарник, Ленивая сошка, Егорий — резвая соха, рус. вят. Лошадиные именины, рус. воронеж. Конский праздник, Скотский день; белор. Юрай, Ягорый, Юрый весняный, Свята жывёлы, Святы Еры, Юр’я; полес. Купайло на весне, Купайло на Юрия, Ягорий; укр. Юрій, Сьвято Юр’я.

Его́рий Ве́шний (Юрьев день) — день народного календаря славян, отмечаемый 23 апреля (6 мая). В этот день проводили обряд первого выгона скота, купались в егорьевской росе, в некоторых местах с этого дня начинался сезон весенне-летних песен и ставили качели. По Далю «Юрий — праздник пастухов: их дарят и кормят в поле мирскою яичницей. На Егорья пастуха окачивают, чтобы во всё лето не дремал».

У южных славян Гергиев день — основной календарный рубеж первой половины года. Вместе с Дмитриевым днём Юрьев день делит год на два полугодия — «дмитровское» и «юрьевское».

Два Егорья: один холодный, другой голодный.

Юрьев день у восточных славян — основной скотоводческий праздник года, день первого выгона скота на пастбище, у южных славян и на Карпатах — день ритуального доения овец, первого замера молока и др. В ряде мест в Юрьев день чествовали пастухов.

На Украине и в Белоруссии, а также на востоке Балкан (особенно в Болгарии) в Юрьев день имели место обрядовые выходы в поле с целью осмотра посевов. Во время этих выходов иногда совершались молебны с водосвятием, однако часто выход происходил без участия священнослужителей. Сами хозяева обходили с утра все принадлежащие семье и засеянные злаковыми культурами участки земли, устраивали на поле трапезы, по окончании которых закапывали в землю остатки пищи (скорлупу яиц, кости поросёнка). Чтобы увеличить урожайность посевов, уберечь их от града или засухи, хозяева катались (кувыркались) по посевам. Иногда выгон скота и обход посевов соединялись в один обряд: скот ненадолго выгоняли на зеленеющие посевы злаковых культур: считалось, что у коров будет больше молока и в то же время это благоприятно повлияет на рост хлебов. В поля втыкали ветки, освящённые в церкви в Вербное воскресенье, специально изготовленные из этих веток крестики, освящённые свечи, вертел от юрьевского ягнёнка; на поле молились, кропили посевы святой водой, целовали землю.

На русско-белорусском пограничье, на востоке Белоруссии и на западно-русских территориях в Егорьев день жгут большие общесельские костры.

«В сей день сходить весна на землю» (укр.). Во многих местах с этого дня начинались сельские гулянья. С Егорья хороводы, с Дмитрия посиделки. Егор вешний на санях — Дмитрий на лодке. Моленик (каравай) пастуху, крохи – скоту. На Егорья пастуха окачивают (водой), чтобы во всё лето не дремал. В поле стадо гонять и Егорья окликать. На Егория запахивали пашню, говорили: «На Егория выезжает и ленивая соха». Ясное утро на Егорья – лучше ранний сев; ясный вечер – поздний. На Егорья роса – будут добрые проса. На Егорья мороз – будет просо и овёс. Коли на Юрья берёзовый лист в полушку — к Успенью клади хлеб в кладушку. Кукушка до Егорья кукует – скот падёт. «Коли на Юрія закує зозуля на голе дерево, то буде голодне літо, а як на піст, то буде поліття» (укр.). «З Юр’я пачынае куваць зязюля» (белорус.).

На Егорья заря с зарёй сходится.

Св. Георгий красную весну на красную горку начинает, пророк Илья (20 июля) лето кончает, жито зажинает.

Тёплый Егорий весну начинает, а Илья лето кончает.

На Егория с кормом, на Александра (23 ноября) с мостом.

Юрий росу спустил. Без росы и трава не растёт. Земля пьёт воду, а трава — росу.

Пошли, господи, тихую воду да тёплую росу (при первом громе)!

Силён и здоров, что Юрьева роса!

Будь здоров – как Юрьева гора!

Егорьевы пироги — дóроги: дороже их нет, когда хлеб в закрому мыши доели!

Егорил дед, егорил, да ни одной копейки не выегорил!

Объегорили старика маклаки: выгодно хлеб продал, а стал считать — дыра в горсти, все утекло!

Егорий — пивной праздник. Варятся ушаты пива. Егорий Храбрый — зиме ворог лютый! Юрий да Влас — крестьянскому богатству глаз. В поле стадо сгонять и Егорья окликать. Не верила бабка весне, а пришёл батюшка Егорий, — и её, старую, в пот бросило! Кто берёт под Юрья шерсть в руки, у того волки овец перережут! В этот день мужики примешивают в корм лошадям кусочки крестов из ржаного теста, испёченных на четвёртой-Крестопоклонной, Средо-крестной — неделе Великого Поста; это должно, по их словам, охранять коня-пахаря от голодного хищника-волка на весеннем подножном корму. Сегодня лошадушки менильники (именинники). Нужно им дать сена до колена, овса — до ушей! Егорьевские росы пользительны: телешом покатайся, нагой в них искупайся. Егорий-вешний и касатку не обманет (на этот день, по примете, падает начало прилёта касаток-ласточек). Заегорит (перейдёт за день Георгия Победоносца) весна, так и зябкий мужик — шубу с плеч долой. В Егорьев день скота на руки Егору передают. Алексей — человек божий (17 марта) — с гор воду сгонит, Федул (5 апреля) тепла надует, Василий Парейский (12 апреля) землю запарит, святой Пуд (15 апреля) вынет пчелу из-под спуда, а мужик — всё весне не верит, — пускай, говорит, земля преет, а я погожу полушубок снимать: придёт Егорий — сам, батюшка, с плеч сымет. Ранний посев ярового — с Юрья; средний — с Николы (9 мая); поздний — с Ивана (7 мая) до Тихона (16 июня). На доброй земле сей яровое раньше, на худой позже.

Егорьев день, Храм Воскресения Христова ковичи
Храм Воскресения Христова д.Торошковичи Приходской сайт Православный календарь Егорьев день. Другие названия — Отмыкание Земли, Ярила вешний, Егорий вешний, Егорий тёплый, Егорий

Источник: voskreschrist.cerkov.ru

 

к содержанию ↑

Егорьев день какого числа



Юрьев день (Егорьев день)

Ты спаси нашу скотинку
В поле и за полем,
В лесу и за лесом,
От волка хищного,
От медведя лютого,
От зверя лукавого.

На этом празднике пастухов веселятся все поселяне. Разыгрывались вечерние хороводы, пели песни, которые всегда оканчивались припевами о сохранении стада. В Тульской губернии выходили на засеянные поля служить молебен с водоосвящением. После чего мужчины и женщины катались по росе на полевых межниках. Кто по Юрьевой росе покатается, будет, — гласит поверье, — «силен и здоров, что Юрьева роса». Наберется, бывало, деревня силы-здоровья от Юрьевой росы, а наутро — за яровой сев. А и чудесные же свойства у этой росы: ею до сих пор пользуются знахарки — вещие бабки — «от сглаза, от семи недугов». Эта же роса, по орловскому поверью, просам на пользу идет: «На Егория роса — будут добрые проса!»
В день Егория повсюду совершаются молебны, которые заканчиваются семейным угощением . Волка, пироги и яйца составляют непременное кушанье, кроме других яств, которые приготовляются по желанию и благосостоянию хозяев. Лучшим угощением считались пироги-дерунчики да мирская яичница .
Дерунчики — это пироги с первой весенней зеленью. В старину для начинки собирали молодую крапиву, сныть, редиску вместе с листьями, ревень и папоротник, медуницу, лесной клевер «заячью капусту». Сегодня можно предложить любую зелень, особенно сочную, как сельдерей, вкусную, как щавель, и витаминную, как листовой салат. Нам нужно 2-3 стакана нарубленной зелени. Тесто дрожжевое: в подогретое молоко (0,5 стакана) добавить разведенные дрожжи (30 г «живых» или 0,5 пакетика сухих), муку (3 стакана), чуток соли и сахара. Форма пирожков обычно длинная, похожа на палочку. Мы раскатываем прямоугольник, посредине выкладываем полоску зелени, завертываем с боков и защипываем по центру, сверху вилочкой накалываем узор и смазываем сладким чаем. Пусть постоит в теплом месте минут 20, и пожалуйте в духовку. Есть еще вариант — сразу смешать тесто и зелень, тогда получатся булочки витаминные.
Чтобы перекусить на природе, делали общую, мирскую яичницу.
Иногда готовили прямо на месте гулянья, но чаще делали дома нечто похожее на закрытый бутерброд сразу для всей компании. Представьте, как пышный свежевыпеченный каравай разрезают по кругу, кладут на дышащий хлеб молоденький зеленый лучок и всякую другую зелень, перекидывают со сковородки огромную шкворчащую яичницу с сальцем, а то и 2-3 яичницы этажами, но с зеленной прослойкой. Всю красоту присыпают крупной солью и закрывают румяной каравайной корочкой. А пахнет! Это вам не пицца худосочная. Такой хлеб заворачивали в большую салфетку или полотно, а затем в скатерть-столешник.
Но вот все угостились, теперь и поиграть можно.
Есть в России местности, куда приводит Егорий-вешний и свои особые игрища, являющиеся отголоском старины. Таков, например, обычай «вождения Юрия», состоящий в том, что всей деревнею выбирают красны девушки молодого красивого парня, обшивают его зелеными венками и кладут ему на голову большой круглый пирог, убранный цветами. Толпою идет деревенская молодежь в поле, оглашая воздух припевами, обращенными к святому Юрию. Трижды обходят красные девушки с молодыми парнями засеянные поля. Потом разводится на перекрестке межников небольшой костер — в виде кольца, посреди которого кладется на землю принесенный пирог. Все пришедшие садятся с песнями вокруг костра, начинается дележ пирога: каждому должно достаться хоть по малому кусочку. Кому из девушек достанется в пришедшемся на ее долю куске больше всех начинки — та выйдет по осени замуж. Доев пирог, молодежь возвращается по своим дворам, приплясывая да припеваючи:

Мы вокруг поля ходили,
Мы Егора-свет водили,
Мы Егория кликали. и т. д.

Весной игры были особенные: беговые, с прыжками, с топотом, чтобы будить землю . Даже день такой был игровой — «Розбрыки». Лучше всего это получается во время игры «Горелки». Еще хочется напомнить про «чехарду», «вышибалы», «цепи». Взрослые тети и дяди, не вы ли у своей школы всю землю расчерчивали под «классики»? А как крутили «удочку» — узелок с песком на веревке, — и если ты зазевался, не перепрыгнул, задел за веревку, то уже стоишь в стороне и все равно следишь за «удочкой», и все равно автоматом подпрыгиваешь. Потом носились в «третий лишний», «кошки-мышки», в прятки.
После Егорьева дня поселяне принимались сеять рожь, ячмень и овес, и вообще это время начала всем полевым работам.

  1. Коринфский А. А. Народная Русь . — Смоленск : Русич, 1995. — 656 с.
  2. Народная культура Муромцевского района . — М. : Фонд им. И. Д. Сытина, 2000. — 334 с. : ил.
  3. Полная энциклопедия быта русского народа. В 2 т. Т. 1 / Сост., лит. обраб. И. Панкева. — М. : ОЛМА-ПРЕСС, 1998. — 686 с. : ил.
  4. Сахарова М. Егорий землю отмывает, зелену траву выгоняет / М. Сахарова // Клуб. — 2006. — N 5. — С. 28-29.
  5. Терещенко А. В. История культуры русского народа . — М. : Эксмо, 2007. — 736 с. : ил.

Информация подготовлена Залом универсальных фондов.

История праздников – Юрьев день (Егорьев день)
История праздников — Юрьев день (Егорьев день). Календарь знаменательных дат. Публичная библиотека Новоуральского городского округа

Источник: www.publiclibrary.ru

 

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *